СТРУКТУРА
Индивидуальная консультация: (психолог, тифлопедагог).
Составление программы психолого-педагогической коррекции.
БЛОКИ
! Индивидуальное сопровождение
Занятия психолога
Занятия тифлопедагога
! Сенсорная осведомленность
Группы: Сенсо - ритмическая координация; «Смотрю правильно»; Социально-бытовое ориентирование
! Психолого-педагогическая компенсация
Группы: Пространственное ориентирование; Контактная импровизация и соматическая осведомленность; Коррекционная физкультура
! Когнитивное развитие
Группы: Предметно-практическая деятельность
Ступеньки: Исследователь; Натуралист; Математик
! Эмоциональное развитие
Группы: Эмоциональная азбука; Психогимнастика
! Реабилитация по средствам творчества и культуры
Группы: «На сказочной тропинке»; Музыка; ИЗО...
Каждый «видит» мир по своему
Многие из нас привыкли говорить, что мир переполнен визуальной информацией, что его пестрота заполняет сознание до самого края, не оставляя места чему-то важному, но есть и оборотная сторона, эта люди стремящиеся увидеть тень, свет, силуэт родного лица…
Люди, столкнувшиеся с диагнозами, которые лишают их возможности видеть весь ансамбль окружающих красок, лишают их зрения. Проблемы со зрением могут возникнуть в разном возрасте у любого человека.
Вынужденно погрузившись в сумрак, человек продолжает выстраивать свою линию жизни, сначала она скорее похожа на болото, потом на заросшую тропинку, дальше, эта уже широкая дорога с поворотами и перекрестками.
И вот уже снова яркие краски проникают в жизнь, палитра чувств и желаний заполняет собой сознание, впереди победы, проигрыши, встречи, расставания, преграды и открытия.
Может ли незрячий человек «видеть» мир, таким, как, «видят» его большинство людей, ответ очевиден, конечно же, нет.
Восприятия при отсутствии зрения имеет ряд особенностей.
Но жизнь без зрения остается насыщенной и интересной. Для того чтобы лучше понимать друг друга нам необходимо принять, то что каждый видит мир по своему, а все мы стремимся к счастью.
Руки главные помощники ребенка с низкой остротой зрения. Именно осязательные ощущения дополняют искаженный зрительный образ, или заменяют его при полном отсутствии зрения. Подробно этот вопрос раскрыт в нашей предыдущей статье. Сегодня, предлагаю поразмышлять, как именно стоит развивать осязательные способности слабовидящих ребят.
Прежде всего, нужно стремиться к тому, чтобы рука ребенка была «рабочей», пальцы гибкими, ловкими, имели нормальный тонус. Достичь этого можно при помощи пальчиковых игр потешек. Начиная с самых простых, «Ладушки», «Сорока» и двигаться дальше в соответствии с вашими интересами. Интерес и эмоциональная включенность это очень важный компонент, представьте, вы увлеченно играете, показывая зайца, лису, медведя вживаясь в роль, заряжаете своей энергией ребенка, и он присоединяется к вам, разделяя вашу увлеченность. А если вы формально, проиграете потешку, выполняя рутинную задачу по четкому алгоритму, ребенок будет достигать результата медленнее и сложнее.
Следующий вид деятельности это конструирование. Работа с конструкторами, мозаиками это многогранный ресурс в коррекции слабовидения, здесь и развитее пространственных представлений, работа со схемами, развитие творческих способностей, остановимся на тактильном восприятии и моторике рук. Конструировать нужно из самых разных, пластиковых, деревянных, магнитных конструкторов, не только по отдельности, но и совмещая их. Так же полезно использовать шишки, каштаны, орехи желуди, камешки, помпоны и многое другое, но главное в процессе конструирования, помогать ребенку сосредоточиться на своих тактильных ощущениях, а также использовать полученный опыт в последующих постройках. Замечательно будет если ваши строения пригодится для игры.
Развитию моторики рук способствует и застегивание пуговиц, молнии, липучек, для этого есть специальные пособия, можно одевать кукол или практиковаться на собственной одежде, выбор за вами.
Работа с мелкими предметами крупам, фасолью, бусинами, очень важна, поскольку делает осязательное восприятие более тонким и хорошо подготавливает руку к чтению по шрифту Брайля. Крупы можно сортировать и делать из них аппликации в фасоли прятать, искать, выкладывать из нее дорожки и лабиринты, бусины нанизывать на нитку, леску, зубочистку.
Аппликации из разнофактурной бумаги, тканей и природных материалов, помогут пальчикам малышей выделять более конкретные детали в целостном образе.
Игр и упражнений для развития тактильной чувствительности и осязательного восприятия слабовидящих детей большое количество, их стоит подбирать исходя из актуальных задач стоящих перед конкретным ребенком. Для качественного результата развивать осязание нужно системно, расширяя практический опыт ребенка и мотивируя его использовать полученные навыки в жизни. Ребенку необходимо ощутить, прочувствовать, что руки помогают, открыть маленькие детали, большого мира.
Так случилось, что ваш ребенок имеет глубокое нарушение зрения, это обстоятельство наполняет вас тревогой и беспокойством за его развитие, воспитание, обучение. Сотни вопросов ответить на которые крайне сложно , но очень хочется все успеть и мочь маленькому человеку найти свою дорогу.
Врожденная патология зрения оказывает влияние на развитии малыша.
Незрячий ребенок позже овладевает двигательными навыками, предметными манипуляциями, замедляется и психологическое развитие, но как правило при своевременной коррекционной работе к школьному возрасту незрячим детям удается наверстать отставание.
Давайте поговорим о том, как родителям незрячего малыша помочь ему развиваться. Прежде всего, ребенку нужна спокойная любящая мама, это фундамент на котором строится все остальное. Компенсировать утраченное зрение, возможно максимально задействовав другие органы чувств, (слух, обоняние, осязание). Для этого предлагайте ребенку разные по ощущениям ткани и предметы, мягкие шершавые, пушистые, давайте ему возможность почувствовать их различия. Помогите научиться ощупывать все двумя руками, одна рука придерживает, вторая продвигается по поверхности предмета. Учите ребенка слушать и получать информацию от звуков, сначала это мамин голос, голоса всех родных, звук звенящей погремушки, упавшего мячика и другие. Поощряйте самостоятельные действия ребенка, любые попытки исследования очень важны и должны иметь успешное завершение.
Особое внимание стоит уделить физическому развитию малыша, делайте массажи, пассивную гимнастику со стихами, постепенно малыш сможет выполнять движение сам, добавляйте ритмические элементы и игры с детскими музыкальными инструментами.
Незрячему ребенку нужно читать книги с утрированным озвучиванием эмоций героев и давать возможность изучить мимику взрослого при проявлении разных эмоциональных состояний. В дальнейшем очень здорово проигрывать с малышом любимые сказки, побуждая его играть разные роли.
Если ребенок имеет хотя бы минимальное зрение или даже светоощущение его необходимо развивать, играя с фонариком, светящейся игрушкой, блестящей разноцветной бумагой.
Очень важно с раннего возраста воспитывать в ребенке самостоятельность, предлагать ему посильные задачи бытового характера. Родителям незрячего ребенка стоит соблюдать постоянство в размещении игрушек и других детских вещей, иначе ребенку будет сложно ориентироваться.
Развитие незрячего ребенка не всегда идет быстрыми темпами, но каждый день обязательно приносит маленькому человеку новые открытия, будьте рядом с ним, учите исследовать и все получится.