Арттерапия – это психотерапевтический метод, ориентированный на использование художественного творчества и иных форм экспрессии с терапевтической целью.
Техники арттерапии показали свою высокую эффективность при решении широкого спектра проблем: внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния, в том числе экзистенциальные и возрастные кризисы, травмы, потери, ПТСР, невротические, психосоматические расстройства, в консультировании и терапии детей и подростков.
Целительные способности искусства были осознаны задолго до того, как «психотерапевты придумали психотерапию», и связывались они, прежде всего, с катарсисом – очищением. Катарсис может достигаться и через выражение, и через восприятие. Выразить что-то одолевающее – значит, освободиться от него или, по крайней мере, уменьшить тег интенсивность.
Можно вы-говорить, вы-петь, вы-рисовать, вы-играть, вы-танцевать переживания. Что мы сплошь и рядом делаем. Можно освободиться, вынеся переживание из себя и перенеся его на что=то вовне – музыку, рисунок, картину, танец, стихотворение…. И вынести из себя, перенеся на что-то – разглядеть, расслышать, понять.
Искусство и творчество в психотерапии используются осознанно и направлено в качестве метода, инструмента. Важен не столько вид или род занятий, выбираемый самим человеком и зависящий во многом от его склонностей, сколько творческий характер занятий, то есть помогающий человеку творить самого себя – открывать в себе что-то новое, лучше понимать себя, развивать свои отношения с другими людьми и миром.
Арттерапия применительно к коррекционному специальному воздействию – есть синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и коррекционной практике – совокупность методик построенных на применении разных видов искусства в символической форме и позволяющих через творчество, креатив ребенку с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Арттерапия имеет свои общие функции для использования в работе с детьми, имеющими ОВЗ:
• Катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);
• Регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);
• Коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Виды арттерапии используемые в нашем центре.
Музыкотерапия – это направление, используется для коррекции имеющихся дефектов и развития необходимых качеств как в области соматики, таки психотерапии, основано на использовании музыкальных композиций и их влияния на организм. Музыкотерапия может использоваться как базовый инструмент для подготовки к более глубокому погружению в психотерапевтическую работу, либо используется как дополнительное средство в психокоррекционной работе.
В нашем центре музыкотерапия используется как в групповой, так и в индивидуальной работе, всеми специалистами – и педагогами, и психологами и логопедами. Музыка имеет непосредственное влияние на различные системы органов ребенка – она влияет на глубину и частоту дыхания, сердечные сокращения, темп работы нейронных путей, расслабление и напряжение мышц.
Очень показательным является воздействие музыки на организм и тело является групповое занятие «Пёрышко» - это группа рассчитана на детей с различными неврологическими и психиатрическими диагнозами. Музыка сопровождает все занятие – и через музыку, дыхание и работу с телом – дети имеют возможность – осознать и почувствовать свое тело, регулировать и управлять своим эмоциональным состоянием, синхронизироваться и почувствовать на эмоциональном и телесном уровне другого ребенка.
Танце-двигательная терапия – всегда сопровождается музыкотерапией – представлена соматическими упражнениями и танце-двигательной терапией.
Соматические упражнения позволяют адаптировать нервно-мышечную систему к стрессовым реакциям, корректировать и контролировать мышечные ощущения. Основные позиции в работе: техники работы с мышечными зажимами, формирование представления о собственном теле, регуляция дыхания, улучшение различных параметров движение, координации, ловкости, активности.
Танце-двигательная терапия – дает возможность через тело, движение, прикосновение – проявить самовыражение, освободить подавленные эмоции и в танце прожить их, гармонизироваться, развить неречевое общение, скорректировать систему отношений.
Имаготерапия – театрализация психотерапевтического процесса.
Занятия театрализованной деятельностью детей с ЗПР дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формирования его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния. Используется данная методика при различных нарушениях поведения, страха, трудностях в развитии коммуникативной сферы и т.д.
В группе с детьми проводится режиссерская игра – образно-ролевая драмотерапия, где происходит изменение паттерна поведения, обучение контакту и взаимодействию, умению сопереживать другим и проявлять не только лидерские качества, но также побыть в роли подчиненного.
Изотерапия – широко используется в психокоррекционной практике. Дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами – задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен.
Сказкотерапия – несет в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка дарит ребенку надежды и мечты, ощущение перспективы, веры в будущее. Посредством сказкотерапии оказывается помощь агрессивным детям, неуверенным, застенчивым, детям с проблемами принятия своих чувств.
Сказку можно читать, изучать, слушать, перевоплощаться в героев, разыгрывать различные ситуации, изменять поведение героев или изменять саму сказку, использовать помощников, привносить других персонажей, использовать волшебство и создавать свой сказочный мир – всё это происходит на занятиях «Теремок», «Сказки на песке». Но в основе всех этих действий лежит самая простая и четкая канва – научить, скорректировать и помочь.
Песочная терапия – работа в песочницах (с мокрым и сухим песком). Помогает детям в сенсорном восприятии, регуляции эмоциональных состояний, зачастую успокаивает и умиротворяет детей. Дает возможность – через использование различных вспомогательных средств - строить и разрушать, проживать свои эмоции, проявлять креативность, формирует потребность в общении и развивает адекватные паттерны коммуникации, дает возможность взаимодействовать с другими детьми, даже не используя вербальных способов общения.
Надо отметить, что различные виды арттерапии можно использовать как монометод, но зачастую в практике – это микс различных видов, где обязательно один является ведущим, а другие как сопровождение для усиления общей динамики коррекционного процесса.
И в любой коррекционной работе необходимо учитывать и специфику ведущего заболевания ребенка и возрастные критерии.
Применение арттерапевтических методик у школьников с особыми образовательными потребностями позволяет решить большой спектр задач. Однако при работе необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, уникальность структуры вторичных нарушений психики в сочетании с сохранными звеньями, социальную ситуацию развития.
У детей с нарушением слуха значительный положительный психокоррекционный эффект даёт использование изотерапии, кинезитерапии. При работе с детьми с нарушением зрения наибольший акцент делается на использование вокалотерапии, сказкотерапии. Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата может быть показана хореотерапия, сказкотерапия, вокалотерапия.
На всех возрастных этапах и со всеми категориями детей можно использовать все виды арттерапии. Однако их применение будет иметь свою специфику.
Наиболее распространена в психокоррекционной работе с детьми младшего школьного возраста изотерапия. Рисование, лепка успешно применяются и при различных психосоматических расстройствах, и при личностных нарушениях. С их помощью решаются разнообразные проблемы: наличие конфликтных межличностных отношений, переживание чувства одиночества, эмоциональная депривация, повышенная тревожность, страх, низкая, дисгармоническая, искажённая самооценка. Музыкотерапия показана младшим школьникам, имеющим эмоционально-личностные проблемы, конфликтные межличностные, внутрисемейные отношения, переживающим состояние эмоциональной депривации, отвержения, чувство одиночества, отличающимся повышенной тревожностью, импульсивностью. Имаготерапию проводят с младшими школьниками с эмоциональной неуравновешенностью, с неадекватной оценкой себя в ситуации общения, с проблемами в общении, повышенной тревожностью, страхами. Сказкотерапия помогает младшим школьникам с эмоциональными и поведенческими затруднениями, со сложностями в коммуникативно-рефлексивных процессах, в принятии своих чувств.
В среднем школьном возрасте арттерапевтические методики приобретают более сложные формы, роль их вербального компонента увеличивается. В ходе арттерапии уделяется больше времени на обсуждения осуществляемого процесса или творческой продукции.
При работе с подростками следует учитывать особенности данного возраста: эмоциональную неустойчивость, частые проявления негативизма, протестных реакций. Именно в этот период переживания собственного дефекта могут привести к патологическому варианту развития личности, психопатиям.
При подборе коррекционных методов и средств, в первую очередь необходимо учитывать уровень интеллектуального и уровень речевого развития ребёнка.