Психолого - педагогическое диагностирование направлено на определение уровня школьной зрелости ребенка, особенностей психофизиологического его развития, необходимых для вхождения ребенка в систему новых школьных отношений овладения новой социальной ролью ученика.
Принято определять готовность к обучению ребенка в школе по комплексу факторов, которые характеризуют его физическое, функциональное и психическое состояние. Выделяют три основных параметра, определяющих готовность к школе:
• Во-первых, это состояние общего развития. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. Интерес представляет, как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить действия в уме.
• Во-вторых, это умение произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возрасте, яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но и но и произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Между тем умение сосредоточиться сколько - нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, необходимо выработать к моменту поступления в школу.
• В-третьих, формирование мотивов, побудивших к обучению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который дошкольники к школе. Речь идет о действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Из ходя из вышесказанного, можно выделить отдельные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную, речевую, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.
Что понимают под физической готовностью?
Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объём груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров, и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
В содержание интеллектуальной готовности включается уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития; формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Под речевой готовностью понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.
Под личностной и социально-психологической готовностью понимается сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»; формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации; преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психических процессов.
Исследования ребенка по перечисленным критериям может выступать как интегративный показатель готовности ребенка к школьному обучению.