В настоящее время общественность все чаще говорит об особенных детях. Кто они? Определенного термина нет, представление о них часто наделено мифами. Кому нужно определять детей в какую-то особенную классификацию? Как не удивительно самим родителям. Для чего? Объяснить обществу простыми словами наличие у ребенка некоторого заболевания, не позволяющего ему развиваться нормотипично. О каких заболеваниях идет речь? О заболеваниях , связанных с нарушением и развитием нервной системы и ее функций:
• Нарушения развития двигательных функций
• Пороки нервной системы
• Нарушение развития функций восприятия
• Нарушение развития интеллектуальных функций
• Нарушение развития речи
• Нарушение развития коммуникативных функций
Появление ребенка в семье важное и значимое событие, сопровождаемое картинами счастливого и успешного будущего. И хотя, для того ,чтобы увидеть успехи ребенка родителю придется запастись терпением, надежда питает его, наполняя ресурсами.
Что происходит в семье, в которой важное и значимое событие, связанное с появлением ребенка, приобрело статус «особенного события»? Картины успешного и счастливого будущего не рисуются, у надежды истощаются ресурсы. Потенциал ребенка воспринимается, как относительный или не имеющий возможностей к развитию. Так ли это? Давайте разбираться.
До настоящего времени не разработано абсолютно эффективного метода для лечения заболеваний, связанных с нарушением и развитием нервной системы, что порождает пессимистические оценки перспектив достижения улучшения в состоянии и развитии «особенных ребят». Однако практика моего центра и других учреждений, занимающихся реабилитацией и коррекцией детей, имеющих трудности в развитии, показывает, что при тяжелых формах удается достичь достаточного улучшения, а при более мягких формах вполне возможно вывести ребенка во взрослое состояние с минимальными функциональными отклонениями. Каждый ребенок обладает «внутренним потенциалом развития».
«Как открыть внутренний потенциал особенного ребенка? Когда наиболее благоприятное время? Кто может это сделать? Как понять , что действия, занятия несут пользу?» - это лишь небольшой набор возможных вопросов от семьи «особенного ребенка».
Первый вопрос, которому стоит уделить пристальное внимание: «Когда ?»
Как можно раньше. Раннее сопровождение, развитие, коррекция позволят минимизировать объем задержек развития, позволит включить сохранные, но не функционирующие психические процессы. Идеальным вариантом является возраст 1,5-2 лет, но, что делать если трудности развития были отмечены позже? Начинать позже! Детство –удивительный период, когда организация психической жизни все время находится в движении, и не останавливается в своем развитии ни на минуту.
Второй, не менее важный вопрос : «Что нужно знать родителю о своем ребенке?»
Знать особенности его развития, соответственно заболеванию или нарушению. О том , как развивается моторная сфера, как формируются двигательные навыки, речь, социально-бытовые навыки, коммуникативные навыки, какие особенности присутствуют в работе психических процессов. Эта информация поможет выделить сильные и слабые стороны в потенциале ребенка, поможет вам увидеть возможности ребенка (от слова возможно т.е. по силам).
Как заниматься, как раскрывать возможности ребенка?
Основные принципы.
Следуйте за ребенком.
Любой человек учиться быстрее, если он заинтересован в предмете и имеет возможность экспериментировать. Дети постоянно экспериментируют и наблюдают за результатами своих действий, которые влияют на окружающий мир. От того успешно или неуспешно произойдет взаимодействие с миром, будет зависеть его интерес и желание к последующему исследованию, действию, шагу (ребенок бросает игрушку, сначала имея желание ощутить ее исчезновение в руках, и как только этот этап пройден успешно, он будет следить за тем, что вызовет в окружающем мире падение этой игрушки и т.д). Касается ли это ребят, имеющими трудности в развитии? Касается также , как и всех остальных. Существует лишь опасность в том, что взрослый может переусердствовать в управлении ребенком, постоянно пытаясь научить его навыкам, присущим нормотипичному развитию, и этим подавляя заложенные природой инициативу и желание исследовать. Часто этим можно разрушить радость от социальных контактов, а ведь они являются важнейшим аспектом личного и эмоционального развития.
Таким образом, один из основных принципов – объединение вмешательства с насущными интересами ребенка и его собственной активностью.
Ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями может производить очень мало действий и определение его интересов может быть затруднено. В таких случаях можно занять более активную т творческую позицию в стимулировании интереса и внимания ребенка. Может стать необходимым изменение материалов, набора игрушек, которые использовались для воспроизведения более интенсивной и разнообразной стимуляции (например более яркие цвета, более громкие и необычные звуки, другая текстура, другая температура. Однако важно подождать признаков внимания к предложенному материалу, перед тем, как начать учить ребенка что-нибудь делать с ним.
Обеспечьте возможность выбора.
Возможность выбирать является важным аспектом развития у ребенка ощущения контроля и управления ситуацией. Как важная основа коммуникации, выбор- это действие, которое начинается с желания принять или отвергнуть что-либо.
Чем сильнее выражены нарушения у ребенка, тем сильнее вероятность сужения области естественного выбора для него. Взрослые часто делают то, что по их мнению является лучшим для ребенка, не предлагая ему других вариантов. В результате ребенок становится пассивным, не испытывающим потребности в общении. Независимо от степени нарушения ребенка, взрослые должны стараться обеспечивать ему разнообразные возможности для выбора в течении дня и прислушиваться к решениям ребенка. Обращайте внимание на то, что привлекает внимание ребенка, стимулируйте выбор. Даже, если произошел случайный, а не «настоящий» выбор , это научит ребенка, что его действия что-то значат, и заложит основу для осознанного выбора в дальнейшем.
Учитывайте реакции на действия.
Одно из основных правил эффективного развития –то, что реакции на различные действия важны для поддержания или изменения поведения ребенка. Реакция – это действие, которое следует за другим действием и является результатом предидущего. Следствия различных действий очень важны для усиления или ослабления специфического поведения. Проще говоря, когда ребенок делает что-нибудь, за чем следует желаемое или интересное действие, он с большей вероятностью повторит эти действия. Реже будут повторятся действия на которые последовало событие, неприятное или дающее негативный опыт, или вообще не влекущий за собой изменения окружающего ребенка мира. Этот принцип лежит в основе утверждения, что некоторые модели поведения можно изменить, не обращая на них внимания, или уведя ребенка из заинтересовавшего его места на некоторое время.
Эффективно пользуйтесь реакциями на действия.
1. Естественные реакции на действия ребенка – самый эффективный способ для его обучения возможности привносить изменения в окружающий мир.
Чем серьезнее нарушение у ребенка, тем больше обучающих ситуаций должен создавать для него взрослый таким образом, чтобы при взаимодействии ребенка с окружающим миром происходило интересное или желаемое событие. Например, если ребенок имеет выраженные двигательные ограничения, необходимо выбирать игрушки, действующие при его минимальном движении.
2. Очень важными являются социальные реакции. С самого рождения дети нуждаются во внимании и будут повторять те действия, которые привлекают внимание взрослых. У взрослых будет меньше проблем с поведением ребенка, если они научаться обращать внимание на желательные для них действия ребенка и игнорировать нежелательные. Искренняя реакция (например обнять) на достижения ребенка поможет ему почувствовать, что задание выполнено успешно. Аплодисменты , объятия и другие знаки одобрения дают эффект, но они должны использоваться разумно, в первую очередь – для поддержки в выполнении сложных заданий, таких где ребенку изначально труднее их достичь или если ребенку сложно понять естественную, т.е. менее выраженную реакцию на свои действия.
3. Социальные реакции являются естественным результатом при обучении навыкам коммуникации. Обучение коммуникации зависит от отзывчивости слушателя. Коммуникация начинается с внимания к взгляду ребенка, а затем переходит к диалогу.
4. Не все последствия действий могут быть эффективными. Определяйте какие действия лучше всего вызывают ответную реакцию, и тогда ребенок оценит различия этих последствий.
5. Чтобы быть эффективными, позитивные последствия должны часто меняться (интересный результат должен оставаться волнующим).
6. Чтобы последствие приводило к усилению или ослаблению какой-то модели поведения, оно должно сразу же следовать за этим поведением. Это помогает ребенку осознать связь между тем, что он делает, и тем, что происходит в окружающем его мире.
7. Чтобы ребенок понял связь между тем , что он делает , и тем, что происходит, всегда должно происходить одно и то же последствие. Постоянство особенно важно, когда ребенок учится чему-то новому.
Разбивайте задания на маленькие шаги.
Шаги должны быть на столько маленькими, чтобы каждый из них был доступен ребенку, и опирался на его предыдущий опыт.
Обеспечивайте стабильность и перемены.
Звучит противоречиво, но ребенку с трудностями в развитии нужно и то, и другое. Стабильность дает ребенку состояние защищенности. Родители и команда специалистов должны обеспечить ребенку порядок и режим (некоторую структуру жизни); это позволит ему понять, что мир частично предсказуем. Ребенок узнает, чего ждать от определенных людей, от некоторых игрушек. Иногда режим и порядок жизни меняется, но ощущение стабильности , позволяет ребенку чувствовать себя защищенным в своем мире и доверять взрослым. Затем в этом защищенном мире ребенок научится замечать перемены и будет заинтересован в их появлении.
Обеспечивайте успех.
Для поддержания желания взаимодействовать со своим окружением, очень важно, чтобы каждое маленькое действие увенчалось успехом. Детей обескураживают слишком трудные задания, а слишком легкие вызывают потерю интереса. Задание должно быть вызовом, но реальностью.
Включайте обучение в повседневную жизнь.
Ребенок может приобрести навыки во всех областях развития каждый день. Несмотря на то , что ребенок может быть относительно продвинутым в одних областях развития и больше отставать в других, он имеет возможность узнавать что-то новое в нескольких областях при выполнении любого действия. Игра в куличики, например, включает в себя навыки крупной моторики, мелкой моторики, познавательные и социальные навыки. Чаще приобретенный в повседневной жизни опыт, более эффективен для обучения, чем полученный во время специальных занятий.
Позвольте ребенку отдохнуть.
подобно взрослому, всем детям нужно время для самих себя (т.е. поиграть с самим собой или взрослым, так , чтобы последние не предъявляли к нему никаких требований).
Открыть потенциал особенного ребенка может каждый родитель, просто будьте отзывчивы к нему, внимательно относитесь к его интересам, пользуйтесь услугами команды специалистов последовательно и регулярно.
Как находится в эффективном альянсе с командой специалистов? Об этом наша следующая публикация.
« Как развивать потенциал особенного ребенка? Метод поля.»
Наши координаты:
►Наша страница в фейсбук: https://www.facebook.com/center.nadezda26/
►Наша страница в инстаграм: : https://www.instagram.com/center_nadezda26/
► Наша группа в VK : https://vk.com/public128811949
► Наш сайт : http://центр-надежда.рф/
► Группа в телеграмм https://t.me/mamino_serdce
Личные страницы:
В фейсбук, вконтакте – Тютичкина Оксана
в телеграмм -@Oksana_center_nadezda
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ |
ФОРМИРОВАНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ В ТЕХНИКАХ И МЕТОДАХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЧУВСТВ |
ОТРАБОТКА ЭЛЕМЕНТАРНОГО НАВЫКА |
ВЫСТРАИВАНИЕ ЛИНИИ НАВЫКОВ |
КОНТАКТНОЕ ДУБЛИРОВАНИЕ СЮЖЕТНЫХ, РОЛЕВЫХ, ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ЛИНИЙ |
СВОБОДНОЕ ОТЫГРЫВАНИЕ "ЭКСПРЕССИВНЫХ ЛИНИЙ" |
НАКАПЛИВАНИЕ РЯДА "ЭКСПРЕССИВНЫХ ЛИНИЙ" |
СОЗДАНИЕ СЛОЖНЫХ "ЭКСПРЕССИВНЫХ ЛИНИЙ" |
ВЫХОД НА ПОСЛЕДУЮЩИЕ УРОВНИ "ЭКСПРЕССИВНОГО ПОЛЯ" И ИХ ПОСЛЕДУЮЩАЯ ОТРАБОТКА ПО СХЕМЕ |
Поле |
Коррекционные группы |
Первичное поле экспрессии | - предметно-игровая деятельность - режиссерская игра - первая игра - теремок - психогимнастика - эмоциональная азбука - эмоциональная зарядка |
Театральное поле | - театрально-предметная деятельность - пластический театр - теневой театр - мультшкола - музыкально-игровой театр |
Музыкальное поле | - вокал - музыкальная терапия - музыкально-игровой театр |
Кинезеологическое поле | - коррекционная хореография - танце - двигательная терапия - сенсо - ритмическая координация - граница - контакт |
ИП Тютичкина Оксана Викторовна ИНН 263507567420 ОГРНИП 3102655131700160
Политика в отношении обработки ПД
Согласие на обработку ПД